Ровно через месяц состоятся выборы мэра Москвы, первые за десять лет. Большинство прогнозов предрекают уверенную победу действующему мэру Сергею Собянину — но это именно тот случай, когда цифрам верить нельзя. Истинный рейтинг Собянина скорее всего намного ниже оценок, называемых социологами. Совершенно не исключено, что в первом туре ни один из кандидатов не наберет более половины голосов избирателей.
Согласно последнему прогнозу Всероссийского фонда исследования общественного мнения, за Сергея Собянина проголосуют 74% москвичей, определившихся со своим выбором; его ближайший преследователь Алексей Навальный набирает 12%.
Компания Synovate Comcon приводит несколько другие цифры: по данным телефонного опроса 1200 человек (опрос проводился 25-31 июля, статистическая погрешность — 2,5%), Собянин получит примерно 76% голосов, Навальный — 17%. Остальные четыре кандидата маргинальны: рейтинг Ивана Мельникова, первого заместителя председателя Государственной думы, составляет от 3 до 6%, лидера партии «Яблоко» Сергея Митрохина — не более 4%. Николай Левичев от «Справедливой России» и Михаил Дегтярев от ЛДПР набирают и того меньше — 1%, в лучшем случае 2% голосов московских избирателей.
Эта картина резко противоречит тому, как москвичи голосовали на выборах президента РФ в 2012 г. Тогда, по официальным данным, Владимир Путин набрал 47% голосов, Михаил Прохоров — 20%, Геннадий Зюганов — 19%, Сергей Миронов — 6% и Владимир Жириновский — 5%. Больше всего бросается в глаза огромное преимущество Собянина перед Путиным (который, скорее всего, на самом деле набрал еще на несколько процентов меньше), а также почти столь же большое преимущество Зюганова перед Мельниковым. Может ли быть так, что Владимир Владимирович Путин не набрал и половины голосов на президентских выборах, а его однопартиец и ставленник Сергей Семенович Собянин выигрывает выборы с трехкратным преимуществом перед всеми конкурентами? И неужели Геннадий Андреевич Зюганов пользуется такой популярностью среди москвичей, что на выборах президента смог получить пятую часть их голосов, в то время как его заместитель на выборах мэра с трудом собирает и двадцатую? Конечно же, нет. Собянин вряд ли намного популярнее, чем Путин. И тем более причиной относительного успеха Зюганова на президентских выборах является не его личная харизма.
Разгадка этой тайны скорее всего лежит в методологии проведения социологических опросов. Службы, публикующие результаты своих исследований в открытых источниках, задают респондентам следующий (или похожий на него) вопрос: «Представим, что выборы мэра Москвы состоятся в ближайшее воскресенье. За кого из кандидатов вы бы скорее всего проголосовали?» Далее респонденту зачитывается список фамилий кандидатов плюс еще два варианта ответа: «Не пойду голосовать» и «Приду и испорчу бюллетень».
Дьявол, как всегда, кроется в деталях. Большинство социологических компаний, перечисляя респонденту имена и фамилии кандидатов, не говорят, от какой партии был выдвинут этот кандидат. Однако в избирательном бюллетене будет представлена достаточно подробная информация о каждом кандидате (в том числе и о его партии). Что это означает? Скорее всего то, что малоизвестные кандидаты от известных партий «летят ниже радара». Избиратель, для которого важен партийный бренд, пропустит незнакомую фамилию, отвечая на вопрос социологов, но на избирательном участке отдаст за того же кандидата свой голос, как только увидит, что он представляет его любимую партию.
Таких малоизвестных кандидатов в этой гонке трое: Мельников (узнаваемость которого, согласно исследованию ВЦИОМа, составляет 36%), Левичев (30%) и Дегтярев (26%). В то же самое время на выборах в Государственную думу 2011 г. поддержка их партий была велика: по разным оценкам, КПРФ в Москве получила 23-25% голосов, Справедливая Россия — 15-17%, ЛДПР — 10-12% (из-за колоссальных по масштабу фальсификаций официальным данным здесь верить совсем нельзя). Так что кандидаты от этих трех партий могут преподнести сюрприз и выступить значительно лучше, чем предсказывают опросы.
Все это означает, что Сергей Собянин должен получить меньше голосов, чем кажется сейчас. Ведь те избиратели, которые готовы голосовать за мэра-коммуниста, но не знают о деятельности Мельникова, вряд ли станут отвечать во время опроса, что они готовы голосовать за Навального (чья узнаваемость также велика и равна 80%). Такой избиратель скорее скажет, что готов голосовать за Собянина, — но изменит свое решение, увидев на избирательном бюллетене солидный послужной список рядом с фамилией Мельникова.
Не все еще решено с этими выборами. По крайней мере, вряд ли Собянин сможет их выиграть с трехкратным перевесом над остальными соперниками, как это удалось Юрию Лужкову десять лет назад. Ведь Юрий Михайлович обладал большой личной харизмой, а уровень протестных настроений в те времена был намного ниже, чем сейчас. И, что самое главное, в числе конкурентов Лужкова не было ни представителя КПРФ или другой известной партии, ни независимого и амбициозного кандидата с солидной электоральной базой, каким является сейчас Навальный. Так что ближайший месяц обещает быть очень интересным.
Автор — доцент национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Комментариев нет:
Отправить комментарий