http://polit.ru/article/2013/08/07/business/
Такого не было давно — чтобы публично, не скрываясь ни от кого, группа бизнесменов решилась поддержать оппозиционного политика. Причем а) сразу несколько десятков, б) не крупный бизнес, в) на выборах федерального значения. Быть может, что на выборах в России и вообще такого не было никогда.Политика зовут Алексеем Навальным (куда же без него в последнее время), а бизнес — сплошь интернетчики. Их сразу 35 человек (как рассказала всем газета «Ведомости»), люди они широкой публике не то чтобы известные, зато их проекты знают многие. Тут главы и «Викимарта», и «Хэдхантер.ру» и даже «Спортс.ру».
Руководитель последнего — Дмитрий Навоша — рассказал телеканалу «Дождь», что «речь в данном тексте (манифесте бизнесменов — Полит.ру) идет именно о моральной поддержке, ни о чем другом». «Даже безотносительно к отношению к Навальному, мне кажется, для многих уже очевидно, что при отсутствии политической конкуренции в стране работать механизмы обратной связи, другие общественные механизмы и соблюдение прав свобод просто не будут. Хотелось бы оказывать поддержку Алексею с удвоенной силой, потому что чем больше электоральная база сейчас, тем меньше, я думаю, шансов на то, что его посадят», - заявил предприниматель.
Не Бог весть какая поддержка, но фактор важный. Еще в эпоху «равноудаления олигархов», объявленную Владимиром Путиным, а тем более после дела ЮКОСа бизнесу внятно объяснили, что вкладываться в публичную политику можно либо с санкции Кремля, либо очень и очень тайно.
Бизнес условия игры в целом принял и, несмотря на то, что в парламенте до сих пор сидит не один десятков корпоративных лоббистов, в открытую предприниматели о поддержке какой-либо политической силы (за исключением власти, разумеется) практически не заявлял. Он и в 90-е старался молчать о своих политических пристрастиях (большие деньги любят тишину, как известно), а уж после того, как ему поставили негласные условия и вовсе затих.
И тут случилась Болотная площадь. Бизнесмены и ранее жаловались на поборы, откаты, контроль со стороны силовиков, налоговиков, СЭС, да всех, включая мелких муниципальных чиновников. После массовых митингов в Москве они начали жаловаться в полголоса. А теперь вот выступили открыто.
«Интернет-бизнес – единственная независимая сфера на фоне всяких нефтяников и недобитых олигархов. Именно на этот независимый от власти бизнес могут опираться кандидаты (тем более такие кандидаты, которые сами делают что-то через интернет)», - заявил сам Алексея Навальный в интервью «Слон.ру». И пояснил: «Для меня это было очень важно, что они выступают именно от отрасли: заключают с кандидатом свой социальный контракт, возлагают на него надежды, зная, что он будет этого добиваться, как им того требуется. Мы же знаем, что в основном бизнесмены сейчас все очень боятся и трусят. А на наших глазах происходит первый важный политический жест бизнеса в стране».
Можно скептически относиться к Алексею Анатольевичу Навальному, но в данном случае он, как представляется, прав. Произошла вещь почти беспрецедентная: бесхребетный, аполитичный бизнес открыто выступил в поддержку оппозиционера. Важно это не фактически — много денег интернетчики вряд ли дадут Навальному или какому-нибудь Пупкину. Важно это в качестве символа. Бизнесу надоедает бояться.
Дело, в данном случае, не в Навальном. Вряд ли какой-то бизнесмен всерьез верит в его победу на выборах мэра Москвы сейчас. Тут есть вполне конкретная позиция: «Часто говорят, что бизнесмены вне политики, но мы считаем такую позицию трусостью и лицемерием. Пора признать, что политика прямо влияет на бизнес. Объединяться и получать политическое представительство — часть нашей работы и прямая социальная ответственность». И еще: «в России любого предпринимателя можно осудить за то, что он покупает и продает товары или услуги. Фактически, весь российский бизнес поставлен в один ряд с уголовниками».
Понятно, что государственная власть, воюющая с бизнесом, либо превращается во власть советскую в самом плохом смысле этого слова, либо просто перестает существовать. Потому государству было бы не лишним задуматься и о том, как развернуться к предпринимателям лицом, а не теми местами, которые оно демонстрирует в последние годы. Заявлений об инвестклимате, поддержке законного предпринимательства и прочих замечательных вещах — масса. Делается тоже немало. Но конкретный бизнесмен до сих пор находится в позиции потенциального уголовника — тут интернетчики абсолютно правы.
Тут речь даже не столько про экономику, сколько про судьбу страны. Навальный и интернет-бизнесмены сегодня, а что завтра? Удальцов и какие-нибудь ритейлеры? Гитлер, помнится, пришел к власти не без поддержки промышленников (спаси и сохрани, никаких прямых аналогий ни с кем из российских политиков).
Нет, конечно, вполне понятен вариант, что вся эта история — больше по части предвыборного пиара. Однако за всяким пиаром стоит некий реальный месседж. И российская власть, отвернувшаяся последовательно от бизнеса, «креативного класса» и прочих «вольных художников» (то есть людей от нее прямо не зависящих) рискует нарваться на то, что пиар претворится в реальные проблемы
Комментариев нет:
Отправить комментарий