http://www.snob.ru/selected/entry/63475
По спальным районам Москвы Навальный и его команда
гастролируют уже неделю: всегда в разных местах, всегда на окраине,
всегда под покровом тайны. Узнать, где будет проходить очередная встреча
с кандидатом в мэры, довольно трудно. Пресс-секретарь Анна Ведута
упорно молчит, в твиттере ни слова. Алексей Навальный явно не хочет,
чтобы на встречи с ним приходили непрошеные гости
+T
-
- Фото предоставлено автором
- Фото предоставлено автором
- Фото предоставлено автором
- Фото предоставлено автором
- Фото предоставлено автором
- Фото предоставлено автором
- Фото предоставлено автором
- Фото предоставлено автором
- Фото предоставлено автором
- Фото предоставлено автором
- Фото предоставлено автором
- Фото предоставлено автором
Неистово печет солнце. Десантники при полном параде спешат искупаться в фонтане и не задерживаются у пустующей сцены, на которую скоро взойдет Навальный.
Люди начинают собираться за 20 минут до начала встречи. Играет ненавязчивый фанк. В твиттере много шутили, что суровые бутовские аборигены отберут у Навального айфон и попытаются выяснить, кто он по жизни. На деле все выглядит вполне идиллично: солнце, пенсионеры, женщины с колясками. Агитаторы раздают листовки и заманивают людей на встречу, дарят красные шарики с надписью «Навальный». Никто никого не бьет. Пока.
За десять минут до начала встречи к представителям штаба робко подходят несколько полицейских, старший по званию начинает что-то обсуждать с Николаем Ляскиным, ответственным за мероприятие. Ляскин активно жестикулирует, показывает пальцем вверх — видимо, акция согласована на небесах. После подписания каких-то бумаг полицейские ретируются. Я спрашиваю у старшего:
— Что тут будет происходить? Митинг, что ли?
— Вроде встреча с депутатом каким-то, — задумчиво отвечает страж порядка.
— А это законно? — интересуюсь я.
— Не знаю… — еще более глубокомысленно отвечает полицейский и погружается в себя.
Услышав этот диалог, к нам стремительно подходит член штаба Навального и раздраженно сообщает, что встреча будет не с депутатом, а с кандидатом в мэры. Он смотрит на меня с подозрением, он явно не в восторге от присутствия журналистов. Как выяснилось, штаб соблюдает строжайшую конспирацию: волонтерам не рекомендуется посвящать прессу в тонкости политической борьбы и уж тем более разглашать места встреч. Николай Ляскин (надеюсь, ему за это ничего не будет) поясняет, что если анонсировать эти встречи, моментально все сбегутся с телекамерами, засмущают избирателей и не дадут никому задавать вопросы.
Люди все прибывают. В основном местные жители: пенсионеры, люди среднего возраста, подростки — всех примерно поровну. Николай Ляскин вглядывается в толпу, пытается вычислить провокаторов и попутно рассаживает пенсионеров на стульчики. За порядком следят еще несколько человек.
Звучат аплодисменты. Ниоткуда появляется Алексей Навальный. Футболка, кеды, джинсы. На складных стульях перед передвижной сценой — пенсионеры, женщины и дети, а мужчины наблюдают за происходящим преимущественно издалека. К началу встречи собралось человек сто: некоторые с листовками, значками и наклейками Навального. Они — явно не та аудитория, которая нужна оппозиционному кандидату. Сейчас его задача очаровать нейтральный электорат, тех, кто про Навального ничего не знает: аполитичных жителей спальных районов и пенсионеров, которые наверняка ничего не слышали ни про «Фонд борьбы с коррупцией», ни про «болотное дело», ни про «Кировлес». Кажется, 70% пришедших про Навального и правда ничего или почти ничего не знают.
— Здрасьте. Спасибо, что пришли, нам сегодня повезло с погодой, — непринужденно начинает Навальный. Он устал и охрип, за что заранее извиняется. Пожилые дамы умиленно смотрят на Навального — они уже влюблены.
Выступление начинается с краткой биографии — на каждой встрече звучит примерно одно и то же. Родители военные, квартира в Марьино, жена и дети живут не в Америке, как говорят по телевизору, а в России.
— У нас с вами одни проблемы, — говорит Навальный. Главный его тезис: «Я такой же, как вы». Кандидат не злоупотребляет оппозиционной риторикой: на этих встречах нужно говорить про ЖКХ, поликлиники, пробки и дорожные развязки, а не про «узников 6 мая». Навальный сообщает, что все проблемы от заевшихся чиновников мэрии Москвы, богатейших семей и госкорпораций. Но без необходимости Навальный про Путина и «Единую Россию» не говорит. Он сыплет цифрами — про бюджет страны, про количество жителей в Южном Бутово, про то, сколько нужно денег, чтобы построить поликлинику. Но лейтмотив простой: «Жулики при власти все расхищают — не дадим воровать, и все будут счастливы».
Под конец монолога людям становится скучновато. Где-то вдалеке две пенсионерки громко причитают о том, что знают они таких кандидатов, которых по телевизору показывают в уголовной хронике. Старушки злобно машут руками в сторону сцены и уходят. Но так реагируют единицы. Количество пришедших постепенно увеличивается, люди кивают головами, хмурятся, смеются, но слушают — эмоциональный контакт состоялся. После небольшой интерактивной игры в угадайку про зарплаты директоров школ, дворников и прочих начинаются вопросы.
— Что делать с мигрантами? — слету выкрикивает женщина. На этот вопрос Навальный отвечает осторожно, чтобы не сказать что-нибудь радикальное.
— Нам не нужен Иосиф Виссарионович, нам просто нужно навести порядок, — Навальный сообщает, что огромное количество мигрантов — это проблема, которую он может решить. Он рассказывает, что власти самой выгодно, чтобы гастарбайтеры тысячами приезжали в Москву и жили здесь на положении полурабов, отдавая половину своих 30 тысяч рублей разным инстанциям и управам. Навальный говорит про 50% преступлений, совершенных мигрантами, изнасилования, ограбления — играет на националистических чувствах, одним словом. Люди приободряются. Кажется, если бы перед ними выступил Гитлер и пообещал всех нерусских сжечь, половина пришедших без промедления бы за него проголосовала. Навальный же всего лишь обещает, что при нем воровство прекратится и нелегалы уйдут из жизни москвичей.
Продолжаются вопросы. Пенсионеры выступают с тирадами о том, как все плохо. Люди, разогретые национальным вопросом, начинают активнее участвовать в беседе, хлопать громче, что-то выкрикивать. Навальный мастерски уходит от частных вопросов и отвечает на них однотипно: «Я заставлю всех делать все честно, и на все появятся деньги. Всех, кто нуждается, поддержим».
— Уже который год «Вимм-билль-данн» разбавляет молоко, — рассказывает о своей проблеме пожилая женщина. Молочный вопрос волнует ее, кажется, больше других. Навальный говорит, что у всех нас одни проблемы — это воры, которых нужно сместить. И тогда молоко перестанет разбавляться, школы — объединяться, асфальт — крошиться и т. д.
— Ты почему такой мудак? — задает следующий вопрос подвыпивший мужчина с непочатой банкой пива и айпадом в руках. Служба безопасности мероприятия моментально подбегает к нему и отводит в сторонку. Мужчина не похож на засланного провокатора — к концу встречи собираются еще полтора десятка таких подвыпивших, но менее агрессивных бутовцев.
Опять вопросы про ЖКХ, ларьки и т. п. Если бы Навальный не вставлял шуточки и истории про своих детей и соседей, было бы довольно скучно.
— У меня такой вопрос, — говорит коротко стриженный мужчина. В его голосе слышна скрытая агрессия. — Когда вы только избираетесь куда-то, каждый из вас такой худощавый. А когда вас выбирают, вы, сука, жиреете! Вот где гарантия, что с вами не будет так же? — мужчина заканчивает вопрос, слегка повышая голос. Люди сначала робко, но потом все громче начинают хлопать. Кажется, этот мужчина выразил мысли многих собравшихся.
— Прекрасный вопрос, — после небольшой заминки говорит Навальный. Он что-то объясняет, постепенно прибавляя в голосе уверенности, говорит про годы борьбы с коррупцией. Но мужчина, кажется, не очень удовлетворен, хоть и кивает.
Заканчивается все автографами. Молодые люди активно «фоткаются» с Навальным.
— Он ох...ный, — делятся впечатлениями молодые люди, разбредаясь по домам.
— Он будет сидеть в Кремле, — щурясь, говорит один пенсионер другому.
Пытаюсь выяснить, насколько такой формат общения политика с народом эффективен.
Пенсионерка Маргарита сообщает:
— Про Навального раньше никогда не слышала. Но понравился. Обязательно за него проголосую.
Виталий, 21 год:
— Голосовать нужно за Митрохина или за Навального. К последнему у меня много вопросов, но голосовать нужно за второй тур в принципе, — заговорщическим тоном говорит молодой человек.
Две пенсионерки Валентина и Ольга:
— Слышали про Навального как-то по телевизору. Выступление понравилось. Наверное, за него буду голосовать, — говорит Валентина.
— Да. За него надо — чурок бы всех выселил, — добавляет Ольга.
Люди еще долго не расходятся: они обсуждают молодежь, которая почему-то не хочет рожать, революцию, которая необходима стране, мигрантов. Вряд ли пришедшие на встречу с кандидатом запомнили содержательную часть его политической программы, но многие из них и правда придут 8 сентября и проголосуют за Навального. Просто с ними давно уже никто не говорил, как с нормальными людьми, а не как с идиотами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий